I Международная конференция «Обращение с органическими отходами: опыт и перспективы»

Кокарев Николай Федорович принял в I Международной конференции «Обращение с органическими отходами: опыт и перспективы «, состоявшейся в Москве 15-16 февраля 2018 года. Выступил с докладом на Специализированной секции «Обращение с органическими отходами предприятий пищевой промышленности».

По итогам конференции участниками подготовлены предложения для рассмотрения в государственные органы власти».

Резолюция I Международной конференции

«Обращение с органическими отходами: опыт и перспективы» (Москва, 15-16.02. 2018г.)

В настоящее время решение вопросов обращения с отходами производства и потребления, становится одной из насущных задач любого производителя продукции. В нормативно-правовом плане обращение с отходами сельскохозяйственного производства, иловыми осадками, органической частью твердых коммунальных отходов, т.е. с биоразлагаемыми органическими отходами, имеется большое количество неопределенностей, начиная от отсутствия основополагающих терминов, таких как органические отходы, биоразлагаемые отходы и заканчивая требованиями к обращению с ними. В связи с выявленными участниками прошедшей в Москве 15-16.02.18г. I Международной конференции «Обращение с органическими отходами: опыт и перспективы» проблем для ряда Министерств поступили предложения по внесению изменений законодательства РФ по разным направлениям и выработаны рекомендации.

  1. Министерству сельского хозяйства

1.1. Необходимо подойти к комплексному решению вопроса безотходной утилизации органических отходов птицеводства/животноводства путем производства из них органических и органоминеральных удобрений с заданными свойствами путем создания новой подотрасли в сельскохозяйственном производстве, производящей востребованный биржевой товар, способный восстанавливать утрачиваемую при интенсивном растениеводстве урожайность отечественных сельскохозяйственных угодий. При этом создается до ста тысяч новых рабочих мест. Эта отрасль способна стать драйвером кластерного развития отдаленных территорий. Она является новым направлением международного евроазиатского сотрудничества и способна удовлетворить мировую потребность в органических удобрениях, в первую очередь партнеров России по ЕАС (Китай, Индия, Иран, страны ЮВА и др.).

Меры поддержки новой отрасли:

  1. Ввести программу развития сельского хозяйства Российской Федерации на период 2018-2025 г.г. производство и применение органических удобрений из отходов птицеводства и животноводства.
  2. Внести производителей органических удобрений в список сельхозпроизводителей, а оборудование для их производства – в список оборудования «для сельхозпереработки».
  3. Критерий оценки качества почв «зерновой эквивалент» дополнить критерием, учитывающим применение органических и органоминеральных удобрений.
  4. Производителям органических удобрений установить льготные тарифы на:
  • железнодорожные перевозки готовой продукции;
  • подключение к сетям (электроэнергия, природный газ);
  • оплату потребляемых энергоресурсов (электроэнергия, газ).
  1. Льготное кредитование производителей органических удобрений (не более 5% годовых на срок не менее 5 лет).
  2. Налоговые «каникулы» для производителей органических удобрений на период возврата инвестиций.
  3. Компенсация части затрат на приобретение органических удобрений и моторного топлива для их внесения.

Дополнительным эффектом станут безотходная утилизация отходов III класса опасности и восстановление природной среды обитания в регионах их образования.

1.2. Ни в одной стране мира не осуществляется обязательная государственная регистрация некоммерческих видов органических удобрений. Следовательно, спорными в настоящее  время  являются требования  Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», об отнесении органических удобрений (навоз, помет, компосты, почвенные грунты и др.) к агрохимикатам и необходимости их  обязательной государственной регистрации. Аналогично требованиям ЕС считаем, что требования обязательной государственной регистрации должны распространяться  на :

— коммерческие виды органических удобрений (фасованные, упакованные  , реализуемые посредством розничной торговли);

— импортируемые органические удобрения;

-нетрадиционные виды органических, органоминеральных  удобрений,  производство которых не  отвечает требованиям типовых технологий производства и применения органических удобрений. Для некоммерческих видов органических удобрений государственная регистрация должна быть добровольной, необязательной.

В связи с этим, предлагаем внести в статью 3 ФЗ  № 109 от 19.07.1997 г. дополнение: «не подлежат государственной регистрации органические удобрения, полученные в процессе производства и используемые для собственных нужд предприятия»

1.3. С 01.01.2017 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.05.2015 №424-ст введен в действие Общероссийский классификатор продукции (ОК 034-2014) по видам экономической деятельности (ОКПД 2) в соответствии с положениями которого все 54 вида органических удобрений (согласно  классификатору ОК 005-93, утратившего статус действующего документа), многочисленные виды питательных, тепличных, почвенных грунтов  классифицированы в качестве продукции химической продукции под единым кодом 20.15.80. Данное отнесение продукции сельского хозяйства в промышленную категорию чревато увеличением налоговых нагрузок, снижением конкурентноспособности сельхозпроизводителей.

Предлагаем:

— вывести органические удобрения, питательные, тепличные, почвенные грунты из категории «продукция химической продукции» в категорию «продукция и услуги сельского хозяйства и охоты»;

-выделить  различные виды органических удобрений, питательные, тепличные, почвенные грунты  в  отдельные, самостоятельные классификационные группы продукции;

-включить  в классификационный каталог  в виде самостоятельных групп продукции   органические удобрения, не вошедшие в ОК 034-2014: «зеленые удобрения» (сидераты);  «бытовые, промышленные отходы»; «осадки сточных вод»; «солома».

1.4.  В последние годы в  России осуществляется строительство крупных животноводческих комплексов, птицефабрик.Однакопри организации данных предприятий из-за несогласованности многочисленных нормативных документов  частоне соблюдаются экологические  требования по их  размещению , нарушаются санитарно-защитные зоны, не учитывается необходимость наличия  достаточного количества земельных угодий для использования органических удобрений.

В  этой связи   считаем целесообразным завершить разработку  Специального технического регламента «О требованиях к безопасности удобрений, процессов их производства, хранения, перевозки и  реализации».

1.5.  В  целях  комплексного решения вопросов рентабельного, экологически безопасного использования органогенных отходов считаем необходимым создание отраслевого Союза производителей органических удобрений.

1.6. Для поддержки производителей органических удобрений считаем целесообразным:

— ввести  в  программу развития сельского хозяйства Российской Федерации на период 2018-2025 г.г. плановые   задания   и  систему управления по стимулированию   производства и применения органических удобрений из отходов  птицеводства  и  животноводства;

-внести производителей органических удобрений в список сельхозпроизводителей,  оборудование для их производства – в список оборудования «для сельхозпереработки».

1.7. На законодательном уровне установить необходимость решения вопросов утилизации органогенных отходов сельскохозяйственного производства посредством использования наилучших доступных технологий.

2. В части обращения с органической фракцией ТКО рекомендовать Министерству промышленности и торговли РФ:

  1. Обеспечить разработку и согласование методологических подходов и терминологии в сфере обращения органических отходов, в том числе в рамках деятельности мусоросортировочных комплексов и экотехнопарков: переработка органических отходов в компост, пригодный для использования в сельском хозяйстве, сбраживание их для производства метана. Разработать меры федерального и регионального стимулирования деятельности предприятий, осуществляющих переработку органической фракции отходов производства и потребления, собранной раздельно и должного качества.

Предлагается определить органические отходы, как органические материалы, произведенные живыми организмами на поверхности земли (не в недрах), имеющие короткий срок естественного разложения. В категорию органических отходов необходимо включить: отходы жизнедеятельности людей, отходы зеленых насаждений и порубочные остатки, пищевые отходы из жилищ, отходы пищевой промышленности и предприятий общественного питания и т.п.

Для раздельного накопления компонентов твердых коммунальных отходов необходимо четко установить разделение на 2 потока отходов: мокрые (органика) и сухие (прочие), дать определение этим понятиям.

  1. Направить предложение Правительству РФ о закреплении в полномочиях субъектов РФ при раздельном накоплении видов отходов (компонентов ТКО) обязательное раздельное накопление пищевых отходов населением для передачи в переработку.
  2. РФ при разработке законопроекта об обращении со вторичными материальными ресурсами предусмотреть меры государственной поддержки производству продукции из вторичного сырья органического происхождения.
  3. При корректировке государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы в части формирования отдельной подпрограммы по созданию отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами замкнутого цикла предусмотреть мероприятия по стимулированию переработки органических отходов, в том числе источники их финансирования.
  4. При определении понятийного аппарата в отношении экотехнопарков в сфере обращения с отходами и типовых требования к ним, учесть обязательное наличие технологий и производств, обеспечивающих переработку органических отходов.
  5. Разработать новый информационно-технический справочник НДТ, который бы учитывал в себе весь спектр технологий, способных применять отходы производства и потребления (в том числе медицинские) в виде ВМР. При определении цели правового регулирования предлагается провести актуализацию информационно-технических справочников НДТ.
  6. Рекомендовать дополнить справочник ИТС НДТ 15 — 2016 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)» наилучшими технологиями в части утилизации и обезвреживания органических отходов, извлеченных из смешанных ТКО или раздельно накопленных.
  7. Ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Минстроем России, предусматривающего:
  • регулирование обращения с осадком сточных вод на объектах водоотведения (включая иловые карты) в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении как составной части процесса водоотведения;
  • приоритетность методов повторного использования осадков для использования полезных свойств подготовленного осадка в качестве удобрений, почвогрунтов для благоустройства городских общественных зеленых зон, материала для рекультивации нарушенных земель, изолирующего материала для полигонов твердых коммунальных и или промышленных отходов, а также использование осадка или продуктов его переработки для производства продукции;
  • наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения правил обращения с осадком сточных вод на сооружениях централизованной системы водоотведения;
  • приоритетность использования осадка сточных вод в качестве удобрений, почвогрунтов, материалов для рекультивации нарушенных земель, изолирующего материала для полигонов захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, хозяйственными обществами, более 50% акций, долей в уставных капиталах которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.
  1. Рассмотреть возможность:
  • формирования программы научных исследований осадков сточных вод с государственным финансированием на период 2018 — 2020 годов;
  • разработки национального стандарта/технического регламента в части переработки осадков, в котором обозначить области применения продукции из осадков с целью продвижения вопроса льготного налогообложения или других механизмов стимулирования для организаций, осуществляющих производство сырья и продукции из осадков, а также определить единые требования к техническим и качественным характеристикам осадка для различных способов применения осадка (допустимое содержание веществ и показателей, норма и периодичность применения, периодичность лабораторного контроля, порядок подтверждения соответствия и т.п.));
  • разработки механизмов стимулирования спроса на сырье и продукцию из осадков, в том числе, в части установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативов использования сырья и продукции из осадков в соответствии с областями применения;
  • разработки механизма субсидирования процентной заявки по привлеченному заемному финансированию на строительство и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов централизованных систем водоотведения, на которых осуществляется обращение с осадком сточных вод;
  • разработки нормативно-правовых основ деятельности операторов (региональных операторов) по обращению с осадками – организаций, осуществляющих деятельность по обработке осадков с целью производства сырья и продукции для выполнения нормативов использования на основании договоров с организациями водопроводно-канализационного хозяйства;
  • внесения, в рамках создания системы стандартизации в Российской Федерации, обязательности проектирования стадии механического обезвоживания осадков в свод правил СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» и приведения его в соответствие с ИТС НДТ 10-2015, а также установления единых требований к обезвоженным осадкам.
  1. Федеральному агентству научных организаций совместно с Российской академией наук и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
  • продолжить исследования в различных по условиям регионах Российской Федерации по использованию осадков сточных вод в качестве органических удобрений и на основании проведенных исследований, при необходимости, внести предложения по переработке и актуализации нормативно-технической документации в области их использования в качестве органических удобрений на сельскохозяйственных угодьях;
  • обобщить проведённые научно — исследовательскими институтами агрономического и санитарно-гигиенического профилей результаты работ по экологически безопасной утилизации прошедших обработку осадков сточных вод с подготовкой рекомендаций по совершенствованию технологий их рационального использования в качестве удобрений.

4. Министерству природных ресурсов и экологии РФ совместно с Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством строительства и ЖКХ РФ:

  1. Определить запрет на захоронение смешанных ТКО, соответствующих кодам 7 31 110 01 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и 7 31 110 02 21 5 отходы из жилищ крупногабаритные, путем внесения дополнений в распоряжение Правительства РФ 1589, на поэтапный запрет, исходя из процентного соотношения от 100%, поступивших на объект обработки ТКО, по годам: с 01.01.2019  в размере не менее 40%, с 01.01.2020г. – 60%, с 01.01.2021г. – 80%, с 01.01.2022г. – 100%.
  2. Создать реестр ТКО, запрещенных к захоронению без предварительной обработки и утилизации и выполнение запрета путем введения финансового и административного обеспечения и стимулирования исполнения запрета на поступление ТКО на объекты размещения без предварительной обработки и утилизации, разработать конкретных мер в данном направлении. Отдельное внимание уделить органическим компонентам ТКО.
  3. Определить меры обеспечения обработки ТКО и утилизации извлеченных из ТКО органических отходов, запрещенных к захоронению, в малых и отдаленных населенных пунктах накопления.
  4. Провести формирование балансов оборота ТКО на уровне субъектов РФ и Российской Федерации в целом и отдельное внимание уделить органическим отходам. В основу анализа положить морфологический состав ТКО, определенный натурно по данным не ранее 2015г. Собрать данную информацию у ГОИВ, ответственных за разработку территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО субъектов РФ.
  5. Разработать программы мероприятий, направленных на аккумулирование невостребованных продуктов, пригодных для употребления в пищу, и передачу их нуждающимся. Создание благоприятных условий для возникновения и функционирования продовольственных банков. Разработать НПА о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу.
  6. Разработать меры федерального и регионального стимулирования использования органической фракции отходов производства и потребления и пунктов общественного питания для производства кормов животным, включающие обязательный раздельный сбор таких отходов.

5. Министерству природных ресурсов и экологии РФ совместно с Министерством промышленности и торговли РФ, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

Определить термины «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» в части обращения с органическими отходами, дать четкие пояснения о необходимости/отсутствие необходимости представления в рамках осуществления государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, реквизитов положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, используемых для утилизации отходов.

В целях правильного толкования определений «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» необходимо разработать и дать четкие критерии новизны техники и технологии, отнесения техники и технологии к числу новых, учитывая уже имеющуюся информацию о технологических процессах, оборудовании, технических способов, методов в утвержденных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям.